Глава 22. Правовые основы предпринимательства.Судебная защита прав предпринимателя.

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 Социально-ориентированное рыночное хозяйство с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России,

Функционирование рыночной экономики осуществляется в рамках определенного правового пространства, где нормы права создают поле экономической свободы, конкуренции, инициативной хозяйственной деятельности и т.д., а вместе с тем юридически опосредуют все многообразие форм — производственного, коммерческую и финансового предпринимательства. Институт предпринимательства закреплен законодательно в качестве абсолютного частного права лица. Для развития единого рынка предусматривается, что продукция, товары, услуги, финансовые средства обращаются на территории свободно, без установления каких-либо препятствий, пошлин и сборов, независимо от существующих границ между субъектами Федерации, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено законом в интересах общественной безопасности, защиты здоровья людей, охраны культурных ценностей и природы. Несмотря на принятие множества законов, при вступлении России в рынок не сложилась эффективная правовая система, которая обеспечивала бы разумное сочетание свободы предпринимательства и конкуренции с ограничением неблагоприятных тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской; деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно-политической обстановки не отличалось стабильностью, единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной правовой основой развития предпринимательства, не говори уже об утрате управляемости народным хозяйством в целом.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. были заложены конституционные основы предпринимательства, как и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции — о единстве экономического и правового пространства России, об установлении правовых основ единого пространства России, об установлении правовых основ единого рынка, о многообразии форм собственности, в том числе частной собственности на землю, о свободе передвижения, выборе места жительства, выезде и возвращении в Россию, о свободе предпринимательства, обязанности платить налоги, о соответствии национального законодательства общепринятым принципам и нормам международного права. Конституционные нормы — это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и нормы прямого, непосредственного действия, и следовательно, в случае, если нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, подлежат применению нормы Конституции РФ.

Формирование правовой основы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, поскольку право представляет собой единую нормативно-правовую систему общества. Важнейшей отраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве права рыночной экономики переводит на юридический язык институты рынка — экономической свободы, собственности и автономию личности. Повышение эффективности законодательства в достижении рациональности, а ныне и стабильности экономики — одно из главных направлений совершенствования механизма нормативно-правового регулирования.

Исключительно важным для развития рыночной экономики является принятие в 1994—-1995 гг. частей 1 и 2 Гражданского кодекса РФ. Значение Кодекса заключается прежде всего в том, что это — политически нейтральный, как и сам рынок, нормативный документ, воплотивший в себе достижения многовековой правовой культуры по регулированию отношений рынка. Далее, это федеральный закон, закрепляющий единство правового пространства на территории РФ. Наконец, ГК — это сердцевина гражданского законодательства, а следовательно, нормы ГК носят абсолютный характер, в том числе при коллизии гражданско-правовых норм.

Исходя из конституционных основ российского общества Гражданский кодекс РФ 1994 г. закрепляет принципы гражданско-правового регулирования, которые складываются из семи начал: равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и судебной защиты права. Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в тон мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны.

Закладывая правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц и государство в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного частного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные и личные права, не подверженные вторжению в эту сферу государства; предоставляет право обладания любым имуществом без ограничения его состава, количества и стоимости, а ограничения в отношении отдельных объектов могут быть лишь по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает защиту среди других личных благ деловой репутации и предпринимательской тайны.

Гражданский кодекс РФ дает понятие предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Новый ГК. закрепляет исторически сложившиеся, начиная с Древнего Рима, а затем —- в их классическом виде при капитализме — предписания о недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, возможность свободно распоряжаться своими правами имеет определенные законом границы, переход за которые запрещен. Это не только действия лица исключительно с намерением причинить вред другому лицу, но и иные без злонамеренности действия (сброс ядовитых отходов производства, нарушение правил конкуренции и др.)' ущемляющие интересы других лиц. Интеграция нравственно-правовых норм, при которой нравственные воззрения непосредственно воплощаются в формах позитивного права, приобретает исключительно важное значение как для развития предпринимательства, так и для становления цивилизованного рынка в России.

Экономика рыночного типа — экономика свободного предпринимательства, в связи с чем законоположениями закрепляется необходимая, достаточно благоприятная предпринимательская среда, условия для развития предпринимательства по всех его формах: производственного, коммерческого либо финансового. Закрепляя экономико-правовые основы предпринимательства, законоположения определяют статус хозяйствующих субъектов. Этот статус включает свободу выбора сферы предпринимательской деятельности, право самостоятельно осуществлять производство и реализовывать продукцию, получать и распределять прибыль, участвовать во внешнеэкономической деятельности, а вместе с этим предусматривает широкий комплекс гарантий, в том числе недопустимость вмешательства государственных органов и их должностных лиц в деятельность предпринимателей. Формируя механизм реализации потребностей, интересов в сфере предпринимательства, законы определяют пределы дозволенного, желаемого и запретного поведения в процессе хозяйствования. Экономическая свобода вместе с новой концепцией законности в хозяйственной деятельности, в основу которой 1 положена идея о правомерности всего, что прямо не запрещено законом, создает широкое, легальное поле самостоятельности, инициативной хозяйственной деятельности в сфере предпринимательства.

Наряду с гражданским правом в условиях рыночной экономики сложились в качестве самостоятельных банковское страховое и корпоративное право, а вместе с тем заложены основы акционерного, вексельного и других отраслей законодательства.

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ

СОБСТВЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Экономические преобразования в обществе — это прежде всего преобразования его глубинных основ — отношений собственности, выражающих исторически определенную, развивающуюся форму присвоенное средств и продуктов производства. Тем самым во всех фазах воспроизводства вещи пребывают (совершают движение) как объекты чьей-либо собственности, причем собственность охватывает изначально не только материальные, но и социальные процессы и отношения системы воспроизводства индивида и общества в целом.

Закрепляя собственность в качестве основополагающего элемента гражданского общества, Конституция РФ предусматривает многообразие форм собственности, утверждение частно]! собственности, а на этой основе — и формирование класса собственников. Не затрагивая экономических, социологических и криминологических аспектов общественных преобразований, надлежит принять в качестве истины признание каждого гражданина собственником на основе реальной гуманизации отношений собственности как фундамента стабильного, прочного правопорядка. Для нормальной жизнедеятельности общества важным в процессе его преобразований является не только приватизация, но и сохранение основы и меры государственной собственности как достояния всего многонационального народа России. Характерным для государственной собственности является интеграция в лице государства-суверена отношений власти, управления и собственности, хотя за пределами своих суверенных прав государство выступает, как и любой субъект права, равноправным участником гражданского оборота. Надлежит в оценке государственной собственности учитывать возрастание общесоциальных функции государства, что свидетельствует и о поступательной социализации производства и общества в целом.

На современном этапе вместе с развитием конкуренции, утверждением многообразия форм хозяйствования и т. д. осуществляются и преобразования государственной собственности, где главным, основным направлением является демонополизация, разгосударствление и приватизация с тем, чтобы повысить эффективность общественного производства. Приватизация и разгосударствление осуществляются по трем основным направлениям: а) разграничения в структуре государственной собственности Федерации и ее субъектов; б) выделение из состава государственной муниципальной собственности и, наконец, в) превращения монолита государственной в частную, в том числе акционерную собственность.

Нормативно-правовую основу приватизации составляют:

—        Федеральный закон от 21 июля 1997 г. О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ, заменивший законы о приватизации 1991-1992 гг.;

—        Государственные программы приватизации государственного (муниципального) имущества, определяющие прогноз приватизации в соответствующих отраслях экономию!, приоритеты цели и ограничения приватизации, а равно способы, формы и порядок отчуждения имущества.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г: с учетом опыта первых лет более четко определяет цели приватизации, выделив среди них повышение эффективности экономики, обеспечения ее социальной организации, осуществление единой государственной политики приватизации, защиты национальных интересов России. Как и прежде, уделяется большое внимание акционированию, но среди традиционных способов приватизации выделен коммерческий конкурс с инвестиционными (социальными) условиями, при этом предусмотрен переход права собственности лишь после выполнения покупателем взятых обязательств.

Государственная собственность подразделяется, как отмечалось, на федеральную и собственность субъектов Федерации, а соответственно ее субъектами является Российская Федерация и ее субъекты (республики, территориальные и автономные образования). Документом, подтверждающим право собственности этих субъектов на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Непосредственное осуществление права государственной (муниципального собственности самим носителем этого права — Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями имеет место при формировании и расходовании средств казны, при осуществлении приватизации и т. д., но вместе с тем законом закрепляется передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организациям как способ осуществления права государственной (муниципальной) собственности.

Гражданским законодательством закрепляется разграничение ответственности Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также хозяйствующих организаций как самостоятельных субъектов гражданского оборота. Указанные выше публично-правовые (муниципальные) образования не несут ответственность по обязательствам своих хозяйствующих субъектов, за исключением субсидиарной ответственности Федерации по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями, не является средством обеспечения обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов. Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантии (поручительство) по обязательствам субъектов Федерации, муниципального образования либо юридических лиц, а также в случаях принятия этими субъектами гарантий по обязательствам Российской Федерации.

Институт частной собственности охватывает собственность не только граждан, но и юридических лиц, опосредуя в этом качестве потребности предпринимательства. У хозяйствующих субъектов в результате объединения имущества при их учреждении, а затем и при последующей предпринимательской деятельности складывается право собственности организации на это объединенное имущество как самостоятельного, единого субъекта права собственности. С переходом к рынку сложилось довольно обширное законодательство о собственности обществ, товариществ, крестьянских (фермерских) хозяйствах и т. д., а в известной мере и их объединений (ассоциаций, союзов) со всей спецификой правового регулирования соответствующих видов юридических лиц. Как и в отношении граждан, в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме того, которое не может принадлежать юридическому лицу. Имущество, которое окажется в собственности юридических лиц, но по закону не может ему принадлежать, подлежит отчуждению согласно ст. 238 ГК РФ.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих, глубинных начал формирования рынка осуществляется система мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, созданию должной среды и условий предпринимательства. Это прежде всего меры по развитию рыночной инфраструктуры, по финансово-кредитной поддержке предпринимательства, осуществлению программ развития среднего и малого бизнеса. Антимонопольная направленность законодательства проходит через все законы рыночной экономики, но главным, стержневым является Федеральный закон от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках-- с последующими его изменениями, вызванными потребностями совершенствования антимонопольного законодательства.

Конституционно запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, при этом в гражданском законодательстве раскрывается характер и содержание недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательства. Закон закрепляет равные и справедливые условия предпринимательства для участников гражданского оборота. Государство не вправе предоставлять кому-либо исключительные или преимущественные права для занятия любой экономической деятельностью.

Экономическая свобода несовместима как с анархией, так и с монополизмом. Запрещается злоупотреблять господствующим положением на рынке, заключать соглашения, направленные на раздел рынков, установление монопольных цен, дискриминацию конкуренции. Законоположениями предусмотрено принудительное разделение крупных предприятий-монополистов, если их доминирующее положение на рынке существенно ограничивает конкуренцию. Далее, к предприятиям-монополистам могут быть применены меры государственного регулирования цен, установления предельного уровня рентабельности и т. д. Государственная промышленная политика предполагает сохранение в процессе демонополизации единых производственно-технических комплексов, что требует вместе с глубоким экономическим обоснованием учета всего разнообразия факторов демонополизации.

На первом этапе реформ, как в силу нечеткости общественных преобразований, так и вследствие поспешности самих реформ, переход к рынку не был обеспечен необходимыми законоположениями, чем был нарушен принцип законодательного, притом опережающего обеспечения тех или иных преобразований. Законы о регулировании рынка ценных бумаг, об акционерных обществах, об инвестициях и т. д. были приняты в условиях, когда шли интенсивные процессы приватизации, акционирования, формирования финансовых структур, а тем самым развитие предпринимательства не получало должного, эффективного нормативно-правового регулирования. Законоположения не только закрепляют экономические, социальные и другие потребности и реалии жизни в качестве правовых, нормативно установленных предписании государства, но и формируют механизм их реализации, обеспечивая тем самым возрастание организующей роли права.

Нормативно-правовая система в условиях рынка все больше ориентируется на стимулирование хозяйственной и социальной деятельности, а тем самым — и на развитие саморегуляции, о чем свидетельствуют законы о поддержке среднего и малого бизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и т. д. Наряду с разработкой федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства законоположениями закреплены правовые основы и меры по дальнейшему его развитию. Это — утверждение малых предприятий и предпринимателей как полноправных субъектов рыночной системы хозяйствования, обеспечение доступа к финансовым, кредитным и материальным ресурсам в объемах и на условиях, необходимых для развития малого предпринимательства, производственно-технологическая поддержка малого бизнеса, развитие сети субъектов предпринимательства, отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики России и ее регионов. Наряду с этим определены приоритеты развития предпринимательства в сфере производства и переработки сельхозпродукции, изготовления товаров народного потребления и лекарств, строительство и осуществление инновационной деятельности с предоставлением налоговых и иных льгот в этих отраслях предпринимательства.

Законодательство выходит на новые рубежи — от запретительных к нормам регулятивного характера с тем, чтобы обеспечить экономическую свободу, известный баланс интересов различных субъектов права. И в этом отношении заслуживает внимания законодательство, закрепляющее интеграцию интересов граждан, организаций и общества в целом. Закон предписывает возместить собственнику в полном объеме ущерб, причиненный кем-либо вследствие злоупотребления своим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц. Деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен чред правам и интересам граждан и государству либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена до устранения допущенных нарушений. Вместе с законными интересами предпринимателей охраняются интересы других лиц, устои нравственности и правопорядка.

Законоположения через систему гражданско-правовых сделок — биржевых, посредничества, лизинга, факторинга и т.д. — существенно расширяют инструментарии договорного права, укрепляют устойчивость, надежность и авторитет договорно-хозяйственных отношений, а вместе с закреплением самостоятельности повышают и ответственность контрагентов за результаты хозяйствования. Участники гражданских правоотношений предполагаются добросовестными исполнителями прав и обязанностей, а следовательно, кредитор обязан доказать факт ненадлежащего исполнения должником обязательств, наличия убытков и причинную связь между ущербом и фактом правонарушения. Когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществились ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Закреплена наряду с этим презумпция вины нарушителя гражданско-правовых обязательств, в связи с чем кредитор (потерпевший) не обязан доказывать вину правонарушителя.

Заслуживает внимания регулирующая, компенсационная и стимулирующая роль санкций. Известно, что санкция — это мера государственно-правового принуждения, но в условиях рынка она приобретает и новое, указанное выше назначение. Закон РФ о защите прав потребителей предусматривает вместе с возмещением причиненного потребителю материального ущерба взыскание дополннтельно с изготовителя (продавца и т. д.) морального ущерба в пользу потребителя, а равно и взыскание штрафа в бюджет, что значительно увеличивает потери изготовителя (продавца) от недобросовестного исполнения обязательств. Утверждение этой практики в России, по оценкам зарубежных гостей-бизнесменов, идет намного быстрее, чем это происходило на Западе.

Механизм обеспечения реализации закона представляет собою комплекс социально-экономических, организационно-управленческих, юридических, а в известной мере и идеологических, социально-психологических средств, направленных на эффективное, реальное действие закона. Здесь выделяется прежде всего материально-техническое обеспечение предпринимательства (приобретение земельных участков, предоставление кредитов и т. д.). что не исключает подчас и отсутствия всех необходимых ресурсов для законодательных новации, а тем самым не создаются и условия для реализации предоставленных прав. Серьезным препятствием для предпринимательства в этой области остаются бюрократизм и коррупция в аппаратах администрации. Эффективность и реальность законов значительно возрастает посредством формирования юридического механизма реализации закона (издание законов прямого регулирующего действия, определение порядка, условий и гарантий осуществления прав и обязанностей, создание системы социально-правового контроля).

Несомненный интерес представляют положения об официальной государственной регистрации в Минюсте РФ, а с 1993 г. — и официальном опубликовании ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Акты, не прошедшие такой регистрации или не опубликованные в установленном порядке, не влекут каких-либо правовых последствий как не вступившие в силу а это означает, что:

а)         эти акты не служат законным основанием для урегулирования

соответствующих правоотношений;

б)         на них нельзя ссылаться при разрешении хозяйственных, тру

довых и иных споров;

в)         на основании их не могут быть приняты какие-либо санкции

к гражданам, должностным лицам или организациям за невыпол

нение предписаний, содержащихся в этих актах.

Предпринимательство, как и государственное его регулирование, включает в качестве важнейшей, неотъемлемой части налогообложение. Законодательство о налогах закрепляет принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей-налогоплательщиков с налоговой службой. Основополагающим является Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г., но действует целый ряд законов РФ — «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., «О государственной налоговой службе», Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г., «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г.

Законодательство Российской Федерации содействует освоению новых отношений рынка и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Эта область законодательства включает; систему норм, направленных на достижение высокопроизводительного, эффективного труда; расширение договорных начал в регулировании трудовых отношений; обеспечение социальной защиты граждан в условиях рынка; согласование противоречивых интересов работодателей и наемных работников. Наряду с Законом РФ от 25 сентября 1992 г., значительно обновившим КЗоТ РСФСР 1971 г., важнейшим является пакет законов — о занятости населения 1996 г., о коллективных договорах и соглашениях 1992 г., об охране труда 1993 г., о порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других.

Совершенствование правовой системы РФ настоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права (декларациям, решениям и конвенциям ООН и МОТ). Главным является принятие нового трудового кодекса РФ. С разработкой концепции такого обновления, закрепляющей качественно новый уровень признания, соблюдения и защиты прав человека, будет доминировать и механизм социально-правового регулирования, обеспечивающий как свободу, интересы и потребности предпринимательства, так и систему государственно-правовых гарантий граждан в сфере труда.

Конституционной основой Российского государства является сохранение его целостности, в связи с чем закрепляется единство экономического пространства на всей территории России. Установление правовых основ единого рынка Конституция РФ относит к ведению Федерации. Характерным является и развитие законотворческой деятельности субъектов Федерации в сферах как исключительной компетенции, так и их совместного ведения с Федерацией.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ

ИНТЕРЕСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В

СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

Формирование правового государства в России — это вместе с тем и осуществление судебно-правовой реформы, направленной на

создание самостоятельного, независимого и авторитетного суда. Правосудие, являясь специфической функцией государства, конституционно возложено на судебную систему — одну из трех ветвей власти. Отличительной особенностью деятельности суда является осуществление ее специальными органами власти от имени государства с соблюдением установленной законом процедуры.

Конституционно закрепленные принципы судебной системы присущи всем видам судов РФ, независимо от способа осуществления правосудия. Этими принципами являются: отправление правосудия только судом и на началах равенства всех перед законом и судом; закрепление единства, независимости и подчинения судов лишь Конституции РФ и федеральному закону; осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; гласность, состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве; судопроизводство с участием присяжных заседателей; наконец, федеральное финансирование судов. Хотя Конституция РФ специально не закрепляет принцип национального языка судопроизводства, этот принцип вытекает из общего контекста Конституции о государственных языках в РФ. Основами деятельности судебной системы также являются принципы, относящиеся к субъективному составу системы — это требования к судьям, их независимость, несменяемость, неприкосновенность и единый порядок назначения. Вместе с гарантиями по назначению судей и осуществлению функций судебной власти на постоянной основе независимость суда (вместо выборности) обеспечивается запрещением вмешательства кого-либо в отправление правосудия, недопущением действий, умаляющих авторитет судебной власти, а также запретом совмещения судейских и депутатских функций, принадлежности к политическим партиям и движениям, занятия предпринимательской деятельностью. Законом специально предусмотрено положение о том, что судьи дают только правовую оценку рассматриваемых дел, независимо от своих политических убеждений, региональных интересов и т. д. Конституционные принципы вместе со всеми нормами судопроизводства являются гарантиями прав граждан и организаций в процессе отправления правосудия.

Судебная система Российской Федерации состоит из Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, каждый из которых имеет свое назначение, структуру и судопроизводство, но вместе они образуют единую федеральную систему судов, призванных осуществлять функции правосудия. Помимо федеральных судов, предусматривается действие в России конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Федерации. Поскольку судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом, то никакие другие суды не могут быть учреждены без внесения изменений в Конституцию, при этом порядок образования и деятельности иных федеральных судов в конституционно установленной структуре должен быть определен не иначе как в Федеральном конституционном законе.

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Под общей редакцией профессора А. С. Пелиха

 

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей высших учебных заведений