Глава 20. Несостоятельность и процедура банкротства предприятия

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИЯТИЯ

 Банкротство является необходимым элементом рыночной экономики. Оно предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые всегда сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов предпринимательства, с риском потерь. Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и возникновению трудностей при. оплате расходов.

В соответствии с Законом РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ г-О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 100 000 руб.

Исходя из этих требований большинство российских предприятий могут быть объявлены банкротами. В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия способно стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все ее участники, то их большинство. Процедуры банкротства позволят привлечь необходимые для развития производства инвестиции, сменить не справляющееся со своими обязанностями руководство, проводить здоровую маркетинговую, техническую и кадровую политику. Кредиторы получат возможность спасти свои деньги, общество получит структуру экономики, приспособленную к рынку, потребители — нужные товары и услуги.

Важной составной частью системы банкротства является диагностика финансового состояния предприятия, контроль и своевременное предотвращение приближающихся кризисных ситуаций, своевременное обнаружение причин и основных факгоров, являющихся причиной несостоятельности предприятия. Все факторы, оказывающие определенное влияние на финансовое положение предприятия, могут быть разделены на внешние и внутренние. К первым можно отнести политическую стабильность и направленность внутренней политики, размер и структуру потребностей населения, уровень доходов и накоплений населения, его покупательную способ-

ность, развитие науки и техники, международную конкуренцию.

Внутренние факторы можно сгруппировать следующим образом:

стратегия и тактика фирмы, принцип ее деятельности, ресурсы и их использование, качество и уровень маркетинга. Для современной России характерным является преобладание внешних факторов.

Банкротство в своем развитии проходит три стадии: открытую,

скрытую, финансовую неустойчивость, явное, юридически очевид-

ное банкротство. При скрытой стадии происходит снижение «цены

предприятия, снижение балансовой прибыли на рубль стоимости

пассивов (обязательств) фирмы. Снижение «цены предприятия»

означает снижение его прибыльности или увеличение стоимости

обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на

себя в ближайшем будущем.

Вторая стадия — финансовая неустойчивость, характеризуется возникновением трудностей с выполнением краткосрочных обязательств.

Третья стадия — явное, юридически очевидное банкротство, при котором фирма не может своевременно выплачивать долги.

Все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на реорганизационные и ликвидационные. К реорганизационным процедурам относятся:

внешнее управление имуществом предприятия-должника;

досудебная санация;

наблюдение.

Внешнее управление имуществом предприятия (судебная санация) — процедура, направленная на сохранение деятельности предприятия. Внешнее управление вводится на предприятии решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется путем передачи функций по

управлению несостоятельным предприятием арбитражному управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. С момента введения внешнего управления:

руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление делами возлагается на внешнего управляющего;

снимаются ранее принятие меры по обеспечению требовании

кредиторов; аресты имущества должника и иные ограничения

должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом

могут быть наложены исключительно в рамках процесса о

банкротстве;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных законом о несостоятельности (банкротстве).

Досудебная санация — процедура, когда собственником предприятия, кредитором и заинтересованным в деятельности предприятия инвестором оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Если, несмотря на проведение досудебной санации, заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура «наблюдение», которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения от должности руководителя предприятия-должника и иных органов управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Органы наблюдения должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;

связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выда

чей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, пе

реводом долга, а также с учреждением доверительного управ

ления имуществом должника.

К. ликвидационным структурам относятся:

♦          принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

♦          добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация несостоятельных предприятий осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется конкурсная масса — стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами в порядке очередности.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия, поэтому они отражают содержание банкротства в узком смысле слова.

В широком смысле слова «процедуры банкротства» рассматриваются российским законодательством как антикризисные процедуры. Антикризисные процедуры должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

Мировое соглашение может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Суть мирового соглашения — в достижении договоренности должника и кредиторов относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов.

 

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ

ДЛЯ ОЦЕНКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

(НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ)

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Она определена в Постановлении Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с данным Постановлением и Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса ФСДН № 31-р от 12 августа 1994 г. анализ и оценка структуры баланса производятся на основе двух показателен:

коэффициента текущей ликвидности;

коэффициента обеспеченности собственными средствами.

Коэффициенты приводятся с учетом изменения бухгалтерской отчетности на основе приказа Министерства финансов РФ от 27 марта 1996 г. №31.

Оценка структуры баланса предприятия осуществляется на основании баланса предприятия, заверенного в налоговой инспекции по

месту регистрации предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (итог раздела II актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела VI пассива за вычетом стр. 640,650. 660)

Структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если один из этих показателей оказывается ниже своего нормативного значения: если коэффициент текущей ликвидности меньше 2 или коэффициент обеспеченности собственными средствами меньше 0,1.

Если структура баланса по приведенным показателям признается неудовлетворительной, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам:

На основании указанной выше системы показателей принимаются решения:

♦          о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным;

♦          о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

наличии реальной возможности утраты платежеспособности, когда предприятие в ближайшие три месяца не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признания предприятия несостоятельным (банкротом), не изменяет юридического статуса предприятия, не влечет за собой таких последствий, как наступление гражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное Федеральной службой по делам о несостоятельности (банкротстве) или ее территориальным агентством состояние неплатежеспособности предприятия.

Анализ практических ситуаций оценки структуры баланса по официально утвержденным критериям показывает, что структура баланса многих российских предприятий оказывается неудовлетворительной. Это может означать, с одной стороны, что финансовое состояние анализируемых предприятий действительно близко к банкротству, а с другой — возможно неадекватное отражение реального финансового состояния по применяемым для оценки структуры баланса критериям.

Опыт проведения аналитической работы позволяет отметить ряд недостатков диагностики неплатежеспособности на основе двух финансовых коэффициентов.

Во-первых, по составу показателей. Действительно, показатели текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами в международной практике играют ключевую роль в оценке финансового состояния. Но российская действительность свидетельствует о том, что сегодня предприятия-должники, составляя график погашения фискальной задолженности, в качестве источника ее покрытия показывают административные здания, дома отдыха, транспортные средства. Этот источник покрытия, по нашему мнению, необходимо учитывать в коэффициенте платежеспособности. Тем более что это соответствует подходу к оценке имущества, вытекающему из Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предприятий.

Необходимо учитывать при оценке платежеспособности все обязательства, а не только краткосрочные. Реальна ситуация, при которой обязательства, учитываемые в балансе на счетах долгосрочных, должны погашаться ранее обязательств, учитываемых на счетах краткосрочных.

Осторожнее нужно обращаться и с коэффициентом обеспеченности собственными средствами (а по сути — обеспеченности собственными оборотными средствами). Хорошо, когда они формируются за счет собственных источников финансирования. Но известны примеры, когда предприятие, не имеющее собственных оборотных средств, является платежеспособным. На этот показатель заметно влияет отраслевая принадлежность предприятия. В качестве примера можно привести оптовую и розничную торговлю, полностью формирующую оборотные активы за счет заемных источников.

При расчете коэффициента обеспеченности собственными средствами собственный капитал рассчитывается без учета статей пассива, приравненных к собственным средствам, какими являются фонды потребления ( стр. 640 ф. № 1), доходы будущих периодов (стр. 650 ф. № 1), резервы предстоящих расходов и платежей (стр. 660 ф. №1).

Поскольку часть внеоборотных активов может быть покрыта долгосрочными кредитами и займами, на момент анализа они должны прибавляться к собственным средствам.

Состав показателей не позволяет в динамике сделать истинных выводов о финансовом состоянии предприятия и его платежеспособности. Это объясняется тем, что данные показатели рассчитываются на основе баланса предприятий, а баланс является сводом данных о состоянии ресурсов на определенный момент времени — на начало и конец анализируемого периода, т. е. в некотором смысле в статистике.

Но внутри анализируемого периода оценочные показатели могут существенно изменяться благодаря динамике происходящих процессов. Выводы о финансовом состоянии предприятия можно сделать только на основе анализа динамики оценочных показателей.

Во-вторых, нормативные значения показателей оценки структуры баланса не учитывают отраслевую специфику и тип производства предприятий. Эти два фактора, как: правило, определяют структуру оборотных средств, оборачиваемость оборотных средств, а они в свою очередь должны определять нормативные значения показателей текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами.

Специальные нормативы должны устанавливаться для предприятий с длительным циклом работ — НИИ, КБ, опытных предприятий.

В-третьих, анализ текущей платежеспособности должен дополняться оценкой общей платежеспособности. Общая платежеспособность — способность предприятия покрыть внешние обязательства (краткосрочные и долгосрочные) всем имуществом предприятия, оцененным по рыночной стоимости. Она может измеряться отношением стоимости такого имущества к внешним обязательствам предприятия.

ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Для российского законодательства о банкротстве введение наблюдения является совершенно новой процедурой. Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным, а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволяет установить платежеспособность должника и сохранить его имущество.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом сроком на 3 месяца и вводится в целях сохранения имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Для выполнения этих функций назначается временный управляющий.

Временным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями, не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора. Для осуществления своих полномочий временный управляющий должен получить в Федеральном управлении по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению соответствующую лицензию.

Назначение временного управляющего осуществляется арбитражным судом в течение 3 дней со дня подачи заявления о банкротстве из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений, ib числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Полномочия временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего, о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, об утверждении мирового соглашения, об отказе в признании должника банкротом.

Данному лицу предоставляются права созыва собрания кредиторов, обращения в арбитражный суд, привлечения специалистов, подачи заявления о прекращении обязанностей, предъявления требования о признании сделок недействительными, проведения анализа финансового состояния. В основу анализа финансового состояния должника должны быть положены три цели: определение признаков, при наличии которых производство по делу о банкротстве может быть возбуждено, определение оснований для признания должника банкротом, определение признаков, при наличии которых платежеспособность должника считается восстановленной. В процессе проведения анализа временный управляющий должен определить наличие или отсутствие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должника.

Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления, конкурсном производстве, мировом соглашении.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения от должности руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия управляющего сделки:

О связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, за

лог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в ус

тавный (складочный) капитал хозяйственных обществ и то

вариществ или с распоряжением таким имуществом иным

образом;

связанные с распоряжением иным имуществом должника,

балансовая стоимость которого составляет более 10% балан-

 совой стоимости активов должника;

связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Органы управления должника не вправе принимать решения:

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов;

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных

ценных бумаг;

о выходе из состава участников должника юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Досудебная санация в Законе РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» относится к мерам по предупреждению банкротства, по восстановлению платежеспособности должника, применяемой собственником предприятия, кредитором и заинтересованным в деятельности предприятия инвестором. Мерами по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.

Предусматривается возможность проведения досудебной санации за счет средств федерального, местного бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Для реализации этого положения необходимо, чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи расходов на эти цели и условия проведения санации должны быть установлены в федеральном законе о федеральном бюджете, В зарубежном законодательстве государственная поддержка (санация) рассматривается как несоответствующая принципам рыночной экономики, поскольку означает прямое вмешательство в правила конкуренции и хозяйственную деятельность предприятия.

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника, с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Внешнее управление вводится на срок не более чем два года.

С момента введения внешнего управления:

♦          руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление делами возлагается на внешнего управляющего;

♦          прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия; полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с федеральным законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

 вводится мораторий на удовлетворение требовании кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)». Мораторий означает, что в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются. По окончании этого периода кредиторы могут потребовать выплаты неустоек, штрафов и пени, накопившихся к моменту введения внешнего управления. Мораторий распространяется на «старьте» долги предприятия, срок которых наступил до введения внешнего управления. При этом не допускаются безакцептные списания средств со счета должника, а исполнение ряда имущественных взысканий приостанавливается. Мораторий не затрагивает интересы только отдельных лиц — зарплата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь.

Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае — либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

Внешний управляющий обязан разработать и реализовать план внешнего управления не позднее одного месяца с момента его назначения. План должен содержать меры по восстановлению платежеспособности и срок восстановления. Он предоставляется для утверждения на собрание кредиторов. В рамках внешнего управления могут осуществляться такие меры, как: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа предприятия (бизнеса), продажа части имущества должника, исполнение обязательств третьими лицами. Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иной порядок не предусмотрен планом внешнего управления. Полученная в ходе данной операции сумма включается в состав имущества предприятия и надлежит зачислению на специально открытый счет, причем права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

По итогам внешнего управления внешний управляющий составляет отчет, который подлежит рассмотрению на собрании кредиторов, а затем утверждению арбитражным судом. Участниками процедуры внешнего управления являются внешний управляющий и комитет кредиторов.

ЛИКВИДАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

 

 

К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация несостоятельных предприятий осуществляется в процессе конкурсного производства.

Конкурсное производство имеет целью:

соразмерно удовлетворять требования кредиторов и объявить

должника свободным от долгов;

охранять стороны от неправомерных действий по отношению

друг к другу.

С момента признания должника несостоятельным:

без согласия собрания кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства);

сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;

прекращается начисление пеней и процентов по всем видам задолженности.

Все имущественные требования предъявляются к банкроту только через конкурсное производство.

Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий. Он распоряжается имуществом банкрота, формирует конкурсную массу, взимает дебиторскую задолженность, оценивает финансовое состояние должника, управляет банкротом и т. д.

Он имеет право обжаловать в арбитражном суде сделки банкрота, заключенные в последние 6 месяцев, предшествующие объявлению предприятия банкротом. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Кандидатуру управляющего выдвигает собрание кредиторов.