Глава 17. Виды налогообложения

СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Налоги являются особой формой финансовых отношений, обеспечивающих формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной власти и местного самоуправления.

Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа.

С 1 января 1999 г. в России вступила в законную силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации {НК РФ). Практика применения Кодекса вызвала необходимость совершенствования этого базового налогового закона, в связи с чем был принят Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую НК РФ». Тем самым была создана новая редакция части первой Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с 18 августа 1999 г.

Налоговая система РФ представляет собой, во-первых, совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать организацию и контроль налоговых поступлений в бюджетную систему.

В Налоговом кодексе дается определение понятий налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образовании.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Составной частью налогов и сборов является пошлина. Пошлина — это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическое значение. Государственные пошлины могут быть таможенно-пограничными и внутригосударственными. Таможенная пошлина— это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый соответствующими организациями (суд, арбитраж, нотариат и т. д.) за совершение действий, имеющих юридическое значение.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную, воспроизводственную, поощрительную.

Фискальная функция позволяет реализовать глазную цель налогообложения — изъять средства налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства.

Распределительная функция, которую иногда называют социальной, состоит в перераспределении доходов, получаемых различными слоями населения. Выполнять такую функцию позволяют акцизы на отдельные виды товаров, механизм прогрессивного налогообложения и др.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что с помощью налогов государство регулирует рыночную экономику. Это достигается использованием дифференцированных налоговых ставок, льгот, преференций, штрафов, позволяющих влиять на развитие различных отраслей, производств, видов предпринимательской деятельности.

Контрольная функция означает, что посредством налогов государственные органы имеют возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, их источники доходов и направления расходования средств, а также обеспечивает правильное и своевременное осуществление налоговых платежей.

Воспроизводственная функция позволяет формировать целевые бюджетные фонды для воспроизводства природных ресурсов и развития определенных сфер национальной экономики. Эту функцию несут в себе налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и др.

Поощрительная функция налогов имеет социальную направленность и предусматривает использование особого порядка налогообложения определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения могут являться:

♦          операции по реализации товаров (работ, услуг);

♦          имущество юридических и физических лиц;

♦          прибыль (доход);

♦          стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

иной объект, имеющий стоимостную, количественную или

физическую характеристики, с наличием которого у налого

плательщика налоговое законодательство связывает возник-

новение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Под имуществом в Налоговом кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Товаром для целей Налогового кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача прав собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом — другому лицу — на безвозмездной основе.

Основоположником научной теории налогообложения считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). На основе опубликованных и не потерявших до настоящего времени своей значимости трудов А. Смита сформулированы четыре основных принципа налогообложения, о которых идет речь в литературе по налогам и налоговой системе под редакцией профессора Д.Г. Черника:

Принципами построения налоговой системы являются:

1.         Принцип справедливости, означающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2.         Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3.         Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4.         Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

ВИДЫ НАЛОГОВ ДЛЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

 

Совокупность налогов и сборов классифицируется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Общая классификация налогов предполагает их деление на две группы: прямые и косвенные.

К прямым налогам относятся налог на прибыль, налоги на доходы, земельный налог, налоги на имущество юридических и физических лиц, подоходный налог с физических лиц.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, налог с продаж, таможенные пошлины, транспортный и некоторые другие налоги. Так как косвенные налоги входят в цены и тарифы товаров, работ и услуг и оплачиваются в конечном счете потребителями, их еще называют налогами на потребление.

Налоги классифицируются по объектам налогообложения: налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), налоги с выручки от реализации продукции, работ и услуг, налоги с имущества, платежи за природные ресурсы, налоги с фонда оплаты труда, налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат, налоги на определенный вид финансовых операций, налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера и др.

С точки зрения учетно-экономической целесообразности существует следующая классификация:

налоги, относимые на издержки производства и обращения;

налоги, включаемые в продажную цену продукции, работ и услуг;

налоги, относимые на финансовые результаты (до налогооб

ложения прибыли);

налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы;

налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);

местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1.         Налог на добавленную стоимость.

2.         Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.

3.         Налог на прибыль (доход) организаций.

4.         Налог на доходы от капитала.

5.         Налог на доходы физических лиц.

6.         Единый социальный налог (взнос).

7.         Государственные пошлины.

8.         Таможенная пошлина и таможенные сборы.

9.         Налог на добычу полезных ископаемых.

10.       Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.

11.       Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

12.       Лесной налог.

13.       Водный налог.

14.       Экологический налог.

15.       Федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы включают:

1.         Налог на имущество организаций.

2.         Налог на недвижимость.

3.         Дорожный налог.

4.         Транспортный налог.

5.         Налог с продаж.

6.         Налог на игорный бизнес.

7.         Региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1.         Земельный налог.

2.         Налог на имущество физических лиц.

3.         Налог на рекламу.

4.         Налог на наследование или дарение.

5.         Местные лицензионные сборы.

Налоговый кодекс допускает использование специальных налоговых режимов. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый и случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения», принятый в декабре 1995 г., позволяет при определенных условиях юридическим лицам (предприятиям, организациям), а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предпринимателям) перейти на уплату единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности малого предприятия за отчетный период или же (для индивидуального предпринимателя) уплатить стоимость патента. При этом значительно упрощается система бухгалтерского учета и отчетности предприятия. Следует иметь в виду, что для субъектов малого предпринимательства сохраняется действующий порядок уплаты государственной пошлины, таможенной пошлины и таможенных сборов, взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, лицензионных сборов.

Упростить в значительной мере систему налогообложения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей позволяет принятый в июле 1998 г. Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Закон вводит понятия «вмененный доход», «базовая доходность», «повышающие (понижающие) коэффициенты».

Вмененный доход — это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемых с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Базовая доходность — условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (месторасположение, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Вмененный доход рассчитывается путем умножения базовой величины доходности единицы физического показателя на общее число таких единиц и на повышающий (понижающий) коэффициент.

Сумма налога зависит от налоговой ставки, но не может превышать 20% вмененного дохода.

2000 г. Государственной Думой принята часть вторая «Налогового кодекса РФ*, которая вступила в действие в основном с 1-го января 2001 года, включала четыре главы (с 21-й по 24-ю):

•          налог на добавленную стоимость;

•          акцизы;

•          налог на доходы физических лиц;

•          единый социальный налог (взнос).

Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды, включая Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Кодексом предусмотрено использование налоговых вычетов при уплате налога на доходы физических лиц, в том числе социальных налоговых вычетов.

В 2001 году часть вторая «Налогового кодекса РФ* дополнена 25-й и 26-й главами.

25-я глава «Налог на прибыль организаций» коренным образом изменила порядок налогообложения прибыли предприятий: ставка налогов снижена до 24 %, отменены все льготы по этому налогу.

Организация предпринимательской деятельности

Специалисты считают, что это самое революционное изменение в налоговой сфере за последнее время. Налоговые новшества введены 26-й главой кодекса «Налог на добычу полезных ископаемых». Существенному пересмотру подверглась 22-я глава «Акцизы».

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности — увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

1.         Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.

2.         Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.

3.         Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.

Т.А. Козенкова в работе «Налоговое планирование на предприятии» рассматривает налоговое планирование в общем смысле как реализацию налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения.

Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. За нарушение законодательства о налогах и сборах должностные лица могут нести налоговую, административную или уголовную ответственность.

Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.

 Особенности российской политической и экономической системы — ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот.

Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.

Сущность принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования — поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.

Таким образом, налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политики предприятия.