Глава 16. Малый бизнес,его место в системе предпринимательства

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Малые предприятия олицетворяют малый бизнес или малое предпринимательство, которые из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. С малым предпринимательством реально связана та часть населения, которая является собственником малых предприятий, наемными работниками, потребителями производимых товаров и услуг.

Малое предпринимательство дает возможность вовлекать в сферу полезной для общества и экономики страны деятельности значительную часть факторов производства, которые по разным причинам не могут использоваться средними и крупными предприятиями.

Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а следовательно, решению проблемы занятости населения. В США и других развитых странах на долю малого бизнеса приходится более 65% чистого прироста рабочих мест.

В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национ шьное хозяйство становится способным к быстрым структурным вменениям.

Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность.

Важнейшими задачами малого бизнеса в России являются:

•          ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;

•          содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния

Организация предпринимательской деятельности

слоя населения как основы повышения эффективности экономики и социально-политической стабильности в обществе;

•          развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;

•          создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;

•          расширение взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

•          укрепление экономической базы местных органов власти;

•          развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений;

и другие задачи.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств, способны осуществлять активную инновационную политику. Малым предприятиям свойственны гибкость и высокая приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры.

Наряду со всем этим для малых предприятий характерны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Объективную характеристику экономической деятельности малого бизнеса можно дать на основе анализа развития малых предприятий и их места в экономике региона, страны. Такой анализ должен идти по следующим направлениям:

Состояние и развитие малых предприятий. При этом следует анализировать следующие показатели и процессы: изменение количества малых предприятий, т. е. процессы возникновения и ликвидации таких субъектов; изменение объемов производства продукции и услуг, создаваемых предприятиями малого бизнеса как-в целом, так и в расчете на одно предприятие; определение места милых предприятий по объему произведенной продукции в общем объеме производства; характеристика численности занятых и определение места малого предприятия по численности работников в общей численности занятых.

Рассмотрение состояния и развития малых предприятий ведется в разрезе территорий, отраслей и видов деятельности. Это позволяет делать выводы об отношении местной администрации к развитию предприятий малого бизнеса, о том, каким отраслям и видам деятельности отдается предпочтение, где необходим углубленный анализ причин неудовлетворительного развития малого предпринимательства, каково положение конкретных регионов в развитии малых предприятий по отраслям, видам деятельности.

2.         Малые предприятия и проблемы рынка рабочей силы. При этом анализируются следующие вопросы: характеристика численности занятых на предприятиях малого бизнеса; изменение места малых предприятий по численности занятых в общей численности работающих; изменение средней численности занятых на одном хозяйствующем субъекте малого предпринимательства; изменение величины заработной платы занятых на малых предприятиях; соотношение зарплаты на малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в категорию малых; первичная и вторичная занятость на малых предприятиях; влияние изменения численности занятых на предприятиях малого бизнеса на безработицу в данном регионе. Указанные показатели анализируются в территориальном и отраслевом разрезах, а также по видам деятельности.

 3.         Структурные изменения о деятельности малых предприятий. Это направление анализа должно ответить на следующие вопросы: изменение удельного веса объема продукции, произведенной на малых предприятиях, в общем объеме ее производства; изменение удельного веса численности занятых в малом бизнесе в общей численности работающих; изменение удельного веса объемов производства по основному виду деятельности в общем объеме произведенной на малых предприятиях продукции. Анализ ведется в разрезе территорий, отраслей и видов деятельности, что дает возможность делать выводы о структурных изменениях в деятельности малых предприятий, о формировании многоукладности в экономике, для чего используются данные первого направления анализа об изменении количества хозяйствующих субъектов и второго направления анализа о численности занятых в малом предпринимательстве, о значимости величин рассматриваемых показателей, их различиях по территориям, отраслям, видам деятельности, отклонениям от средних по России.

4.         Оценка эффективности деятельности малых предприятии. Данное направление включает анализ следующих показателей: динамики производительности труда, удельного веса балансовой прибыли в расчете на I рубль реализуемой продукции, величины балансовой прибыли в расчете на одного работающего, производство продукции в расчете на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов, материальные затраты в расчете на 1 рубль производимой продукции. Эти и некоторые другие показатели эффективности рассчитываются по малым предприятиям в сопоставлении с аналогичными показателями средних и крупных предприятий.

5.         Воспроизводственный аспект деятельности малых предприятий. Это направление анализа призвано осветить следующие вопросы: динамика объема инвестиций в основные фонды и в прирост оборотных средств; изменение соотношений объемов капитальных вложений и балансовой прибыли; динамика соотношений инвестиций на 1 рубль прибыли и соотношений величины инвестиций на 1 рубль заработной платы на малых предприятиях и на предприятиях, не относимых к категории малых.

6.         Малое предпринимательство и проблема насыщения рынка товарами и услугами, реализуемыми непосредственно населению. Это направление связано с анализом следующих показателей: изменение производства товаров и услуг, реализуемых непосредственно населению, по общему объему в стоимостном, a по отдельным видам продукции — ив натуральном измерении; изменение удельного веса товаров и услуг, произведенных в малом бизнесе и реализуемых непосредственно населению, в общем объеме таких товаров и услуг, произведенных в народном хозяйстве.

При проведении анализа экономической деятельности малых предприятий важно обеспечить методологическую сопоставимость показателей, характеризующих состояние и развитие малого бизнеса.

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ

РЕШЕНИЯ

 

 

Реализация рыночных реформ в России до середины 1998 г. происходила в условиях постепенного преодоления кризисных процессов в экономике, финансовой стабилизации, оживления производства и увеличения товарооборота в отдельных секторах национального хозяйства. В немалой степени развитию положительных тенденций способствовал малый бизнес.

Финансовый кризис 1998 г. нанес значительный ущерб развитию малого предпринимательства, его положению на российском рынке и отбросил этот важнейший сектор на несколько лет назад. По имеющимся оценкам, вынуждены были временно свернуть или даже прекратить свою предпринимательскую деятельность от 30 до 50% всех российских малых предприятий. Ухудшились позиции практически всего малого бизнеса. Однако уже к 1 января 2001 г. численность малых предриятий возросла и составила 879,3 тыс. против 868 тыс. в 1998 г. При этом численность занятых на малых предприятиях увеличилась с 7401,4 до 7621,1 тыс. чел. Выжить в условиях финансового кризиса удалось прежде всего тем предприятиями, которые осуществляли не менее двух основных видов деятельности.

Анализ ситуации в малом бизнесе позволяет сделать вывод о том, что этот сектор предпринимательства пока еще далеко не использует всех своих возможностей. В России на долю малых предприятий приходится около 12% валового внутреннего продукта, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 50—60%. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 5—8 раз ниже, чем в развитых странах. Считается, что российский малый бизнес исходя из задач экономического развития в перспективе может увеличить количество действующих малых предприятий до 3 млн единиц, а занятость на этих предприятиях — до 30 млн человек.

В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

Прежде всего это организационные проблемы, связанные с определением и отведением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. п.

Весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

Процесс развития малого бизнеса прямо или косвенно тормозит сложившаяся в нынешней России система налогообложения.

Существующая система налогообложения заставляет платить чрезвычайно высокий процент, включает большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз, требует заполнения огромного количества форм отчетности, сдаваемых в разное время и в разные организации. Законодательная база противоречива, позволяет неоднозначно толковать законы, что приводит при исчислении налогов к неумышленным ошибкам.

Действующая упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства имеет ряд недостатков, делающих невозможным или нецелесообразным ее применение многими предприятиями. На упрощенную систему могут переходить малые предприятия с численностью работающих до 15 человек и если совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превышает 100 000-кратного минимального размера оплаты труда. В предельно допустимую численность работников включаются не только штатные работники предприятия, но и совместители.

Законодательно не проработана процедура перехода с традиционной на упрощенную систему налогообложения. Потребители продукции малого предприятия, перешедшего на такую систему налогообложения, не могут принять к зачету налог на добавленную стоимость. Многие владельцы малых предприятий отказываются от перехода на упрощенную систему налогообложения из-за необходимости предварительной уплаты налога в форме платы за патент. На отдельных предприятиях хозяйственная деятельность требует тщательного ведения аналитического учета, -л переход на упрощенную систему налогообложения приводит к утрате контроля за деятельностью предприятия.

Не снимает проблему налогообложения малых предприятий и введение единого налога на вмененный доход, который предусматривает перечисление авансовых платежей, а многие предприятия не имеют средств для их уплаты.

Если предприятие помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми уплачивает единый налог, занимается и другими видами деятельности, то по этим видам оно должно уплачивать налоги в общеустановленном порядке, осуществляя раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.

Дополнительные проблемы в развитии малого предпринимательства возникли в связи с распадом институциональной Инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в центре которой находился Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Названный комитет упразднен входе реорганизации Правительства России осенью 1998 г.

Ухудшение социально-экономической и политической ситуации в стране, недостаточная государственная поддержка, административные барьеры, несовершенство нормативно-правовой базы и системы налогообложения, недоступность кредитов способствуют расширению масштабов теневой деятельности в малом предпринимательстве. Поданным заместителя министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства А.П. Егорушкова, в малом бизнесе не регистрируется до 50% малых фирм, реальная занятость на малых предприятиях выше официально показываемой примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышает отчетные показатели на 90%, оборот занижается в среднем на 70%. По этим и некоторым другим причинам малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в два раза больше того, что они фактически вносят.

Устранить проблемы малого бизнеса можно только при условии учета интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Правительство России предполагает в 2000—2002 гг. подготовить ряд законопроектов и иных нормативных документов, которые способны положительно повлиять на решение проблем малого бизнеса в стране. Подготовлена новая редакция Федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства, в котором записано, что «господдержка — не добрая воли, а обязанность государства, и это единая государственная политика». Будут внесены на рассмотрение Государственной Думы в 2000—2002 гг. проекты законов о снижении налогового пресса для предпринимателей, об обществах взаимного кредитования (о кредитной кооперации), о паевых инвестиционных фондах. Предполагается проведение консультаций представителен государственной власти с самими предпринимателями. Премьер-министр возглавит Совет предпринимателей при Правительстве Российской Федерации.

Малые предприятия по своей специфике первыми реагируют на изменение экономической ситуации в стране, по их состоянию легко установить, что происходит реально с национальной экономикой. Активизация деятельности малого бизнеса может, стать предвестником выхода из затяжного экономического кризиса, в котором оказалась Россия.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО

БИЗНЕСА

 

 

Малое предпринимательство России пользуется поддержкой государства, что нашло отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в указе Президента РФ от 4 апреля 1996 г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации* и в других документах.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

♦          формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

♦          создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационно-технических ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами;

♦          организация подготовки, переподготовки и повышения ква

лификации кадров для малых предприятий.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующее:

разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;

♦          проводят анализ состояния малого предпринимательства и

эффективности применения мер по его государственной под

держке;

подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;

♦          организуют разработку и реализацию Федеральной програм

мы государственной поддержки малого предпринимательства,

обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства

в реализации государственных программ и проектов, а также

в поставках продукции и выполнении работ и услуг для фе

деральных нужд;

подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;

 оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;

координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

Содействие малому бизнесу со стороны государства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В бюджетах соответствующих уровней ежегодно предусматривается выделение ассигнований на реализацию таких программ.

Законодательно предусмотрена возможность создания фондов поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направляемых на его поддержку и развитие.

Малым предприятиям государство предоставляет всевозможные льготы.

В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их регистрации.

Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Субъекты малого предпринимательства могут также списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Кредитование субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Для аккумулирования временно свободных денежных средств и использования их для оказания финансовой помощи могут создаваться общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Предусмотрено осуществление страхования субъектов малого

предпринимательства на льготных условиях.

Правительство России, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд.

Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления поручено разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной структуры в целях получения субъектами малого предпринимательства на льготных условиях экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития и в целях обмена между ними указанной информацией.

Соответствующие органы исполнительной власти обязаны осуществлять комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием, технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

В 2000—2002 гг. предполагается подготовить и принять пакет законов, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Одним из важнейших направлений такой работы будет государственная поддержка малых предприятий и сфере материального производства и содействие их инновационной деятельности. Приоритетную поддержку должны получить малые предприятия, осуществляющие свою деятельность в машиностроении и металлообработке, микробиологии, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности, электронной, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, а также в строй индустрии и производстве товаров народного потребления.