Глава 15. Прибыль предприятия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЕ УСТОЙЧИВОСТЬ - ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью предпринимательской деятельности. Получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Предприятию необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствовала бы платежеспособным потребностям. Приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т. е. когда оно работает с прибылью. Таким образом, прибыль, являясь непосредственной целью производства, характеризует одновременно результат его деятельности. Если предприятие не получает прибыли, оно вынуждено уйти из сферы производства, признать себя банкротом.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли означает, что все расходы покрываются с избытком доходами.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения

 производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Расширение производства и процветание национальной экономики требует максимизации прибыли и устойчивого ее роста. Только так предприятие может существовать в конкурентно-рыночной среде. Расширение производства может проявляться в увеличении масштабов самого предприятия, укреплении его позиций на рынке, но оно М|ожет выражаться и в поглощении других предприятий, в привлечении новых рынков, наконец, оно может стать следствием простого .слияния с другими предприятиями.

Прибыль и увеличение масштабов деятельности, сопровождаемое обновлением и совершенствованием предприятия, — самая общая цель предпринимательства. Общая цель конкретизируется на вспомогательные цели, достижение которых обеспечивает решение главней задачи. Это цели, отражающие экономическую, технологическую специфику предприятия, возникающую ситуацию на рынке, текущее финансовое положение предприятия.

Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизи прибыль обладает четырьмя степенями свободы:

■ установление цен;

♦          формирование затрат;

♦          формирование объемов продукции;

♦          выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

В условиях конкуренции предприниматель может добиться максимизации прибыли и устойчивого ее роста при установлении платежеспособных цен, обеспечивающих высокую прибыль, минимальные затрату, оптимальную номенклатуру, ассортимент, и безубыточного объема производства.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Прибыль — форма денежных накоплений, экономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль от реализации продукции (работ и услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих отпускных ценах без НДС, акциза и затратами на ее производство) и реализацию.

Прибыль от реализации имущества предприятия определяется как разница между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент инфляции. В случае основных фондов можно воспользоваться коэффициентами пересчета для определения их восстановительной стоимости, устанавливаемыми правительством. Эти коэффициенты соответствуют индексу инфляции, публикуемому органами государственной статистики.

К внереализационным доходам относятся:

♦          доходы, полученные на территории РФ и за ее пределами от долевого участия в деятельности других предприятий;

♦          дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

♦          доходы от сдачи имущества в аренду;

♦• доходы от дооценки производственных запасов и готовой про

дукции;          .

■ присужденные или признанные должником штрафы, пени,

неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хо

зяйственных договоров, а также доходы от возмещения убытков;

■ прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

♦          положительные курсовые разницы по валютным счетам, а

также операциям в иностранных валютах;

■ другие доходы от операций, непосредственно не связанных с

производством и реализацией продукции (работ, услуг).

К внереализационным убыткам относятся:

■ затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукций;

♦          затраты на содержание законсервированных производственных мощностей  объектов;

♦          не компенсированные виновниками потери от простоев по внешним причинам;

■ потери от оценки производственных запасов и готовой продукции;

 убытки по операциям с тарой;

■ судебные издержки и арбитражные расходы;

♦          присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки;

♦          суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями;

♦          убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек;

♦          убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;

убытки от хищений, виновники которых не установлены.

Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики и роста определения общей рентабельности. Объектом налогообложения предприятий и организаций является валовая прибыль. Ее расчет аналогичен расчету балансовой прибыли, за исключением того, что в составе внереализованных доходов и убытков учитываются штрафы, пени, уплаченные за вычетом штрафов, и пени, перечисленные в бюджет и внебюджетные фонды, Чистой прибылью называется прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды.

Методы распределения прибыли должны способствовать решению следующих задач:

укреплению доходной части государственного бюджета;

обеспечению хозяйственной самостоятельности предприятий;

обеспечению социально-экономического развития предприятия;

повышению эффективности производства.

Первоочередными платежами из прибыли являются платежи в

бюджет. Основным налогом стал налог на прибыль, исчисляемый по ставкам, утвержденным правительством. Его уплата осуществляется в виде авансовых платежей в размере одной трети квартального плана один раз в месяц. По окончании квартала исходя из фактического размера прибыли осуществляется перерасчет. Другие налоги и сборы (налог на имущество, рекламу, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, сбор на нужды образовательных учреждений, благоустройство и др.) уплачиваются за истекший квартал по установленным ставкам.

Указанные платежи обеспечивают формирование доходной час-. ти федерального и местного бюджетов. За нарушение порядка взимания налогов и сборов применяются штрафные санкции. Кроме того, недовнесенные суммы налога на прибыль корректируются на учетную ставку Банка России, что приводит к значительному их росту.

Формирование фондов и резервов вышестоящих организаций (например, холдингов, концернов) за счет прибыли входящих в них предприятий и организаций осуществляется по нормативам, установленным вышестоящим органом управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от финансового положения предприятия, экономической стратегии объединения.

Чистая прибыль направляется в основном на развитие производства и на погашение соответствующих кредитов, прирост норматива собственных оборотных средств и погашение взятого для этого кредита, уплату процентов за кредит, природоохранные мероприятия, приобретение акций, облигаций других предприятий, содержание объектов с о циальн о -культурного назначения и др. Указанные направления использования прибыли предприятия определяют самостоятельно и финансируют из образуемых на предприятиях фондов, которые могут иметь и другие источники образования. Количество фондов и их названия определяются предприятиями самостоятельно, но, как правило, это фонд развития производства, фонд социального развития, фонд материального поощрения, резервный фонд или фонд потребления, фонд накопления. Предприятия сами устанавливают нормативы отчисления от прибыли в эти фонды.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — ЗАЛОГ РОСТА

ПРИБЫЛИ

 

 

Коммерческая тайна предприятия — это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др,, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

В рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять своп интересы, согласованные с интересами других собственников и общества. Коммерческая тайна — это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну — это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.

Всю коммерческую информацию можно сгруппировать в два основных блока. К категории научно-технической и технологической информации относят сведения о конструкции машин и оборудования, используемых материалах, методах и способах производства, дизайне, программном обеспечении ЭВМ и др. К категории деловой информации относятся:

♦          финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);

♦          стратегические и тактические планы развития производства,

в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;

♦          планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга,

характер и объем торговых операций, уровень цен, складские

запасы);

анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективность экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;

♦          планы рекламной деятельности;

♦          списки торговых к других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов и др.;

методы и организация управления;

♦          собственная оценка характера и репутации персонала предприятия;

■ :      О- система организации труда.

В соответствии с ГК РФ (ч. I ст. 139 п. I) информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация Ъ имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность {» в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного до-» ступа на законном основании, и обладатель информации принимает   меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

♦          их открытое использование связано с ущербом для предприятия;

они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

♦          предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохра

нению их конфиденциальности по соображениям экономи

ческой и иной выгоды;

эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;

♦          сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Коммерческую тайну не могут составлять сведения, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

♦          о нерациональном природопользовании;

♦          о сверхнормативном загрязнении окружающей среды;

♦          о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;

♦          о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (закон о качестве продукции и защите прав потребителя);

■ о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;

♦          о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и

работников фирмы;

о фактах проявления недобросовестной конкуренции;

♦          о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной

уплаты налогов;

♦          о причинах и фактах невыполнения договоров и др.Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну определен в Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Защита коммерческой тайны требует значительных затрат. Поэтому затраты на защиту информации должны быть экономически оправданы и ограничены суммой возможных потерь.

При излишнем засекречивании информации рост затрат на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений.

С другой стороны, потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности сводятся к тому, что снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно-технического прогресса, растут затраты на переориентацию деятельности исследовательских подразделений, появляются трудности в закупках сырья, технологии, оборудования, ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполнении договорных обязательств, растут затраты предприятия на создание новой рыночной стратегии, возникает реальная угроза применения экономических санкций к виновным в разглашении коммерческой тайны.

Стоимостная величина потерь от несоблюдения конфиденциальности чаще всего определяется на основе экспертной оценки потерь предприятия.

 Компенсация потерь предприятия требует значительных дополнительных затрат, что снижает эффективность производства в целом и возможность успеха в конкурентной борьбе. Именно поэтому вопросам защиты коммерческой тайны уделяется большое внимание.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны осуществляется специальной комиссией из числа наиболее квалифицированных специалистов.

Для всей документации, содержащей тайну, вырабатывается система обозначений, ранжирующая информацию по степени секретности, организуется четкий порядок допуска работников к этой документации.

Для снижения вероятности несанкционированного доступа к ЭВМ практикуется система личного кодирования работников предприятия. При создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий;

порядок делопроизводства с документами, содержащими

предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.);

контроль за средствами копирования и размножения документов;

защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной технике;

контроль за посещениями предприятия посторонними лицами.

Исключительное право определения состава сведений, подлежащих защите, а также порядка их защиты предоставлено отечественным законодательством руководителю предприятия. В контракте руководителя, в трудовом договоре, заключаемом между руководителем и работником, целесообразно отражать индивидуальные обязательства по сохранению коммерческой тайны.

В договорах, заключаемых предпринимателями при совместной работе, в специальном разделе необходимо определять все условия конфиденциальности.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.