Глава 7. Капитал и слагаемые предпринимательского успеха

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

 Капитал может существовать в материализованной и ментальной форме (здания, навыки, умения, способности, патенты, ноу-хау и т. п.). Под капиталом понимаются материальные, финансовые и интеллектуальные ценности, служащие средством извлечения прибыли. Соответственно предпринимательский капитал — это средства, используемые для извлечения предпринимательской прибыли.

В состав предпринимательского капитала в общем случае могут входить:

1)    технические средства производства (здания, сооружения, оборудование, станки, транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законном основании. Они могут быть как собственными, так и арендованными, находящимися во временном пользовании или лизинге;

2)   материальные элементы оборотного капитала (сырье, материалы, приспособления, инструменты разового или кратковременного пользования, квалификационный уровень рабочей. силы);

3)    денежные элементы оборотного капитала (фонд заработной платы, средства на приобретение сырья, необходимые для организации производства на нормальном уровне);

4)    интеллектуальная собственность — это предпринимательская идея, способ производства, способ придания новых свойств, товару, новый способ производства, т. е. все то, что включает в себя понятие «инновация».

Потребность предпринимателя в определенном объеме капитала зависит от его предпринимательской идеи. Размер первоначального капитала зависит от ряда факторов и в первую очередь от отрасли, где намечается реализация предпринимательской идеи.

Первоначальным называется капитал, пускаемый в оборот в момент начала реализации предпринимательского проекта. Его требуемый размер показывают предпринимательские расчеты по конк-рентому проекту. Следует помнить, что капитал разделяется на основной и оборотный.

Основной капитал включает технические средства производства (земельные участки, здания, оборудование, транспорт и т. п.).

Оборотный капитал — все, что предназначено для производственного, личного потребления или продажи (сырье, материалы, готовая не оплачиваемая продукция, денежные средства в обороте и т. п.).

Соотношение между основным и оборотным капиталом в разных отраслях различно. Оно зависит от ряда таких факторов, как трудоемкость, сложность, материалоемкость и т. п. выпускаемой продукции.

Следует иметь в виду, что возврат оборотного капитала происходит намного быстрее, чем основного. Он возвращается в течение одного производственного цикла после реализации товара. Основной капитал возвращается частями, по мере своего износа, в виде амортизационных отчислений.

Деление капитала на основной и оборотный имеет очень важное значение при расчетах потребности в первоначальном капитале. На этой стадии необходимо определить структуру капитала. Она представляет собой состав и соответствие всех элементов капитала в общем его объеме. Структура капитала является обязательным элементом расчета первоначального капитала.

Предпринимателю при планировании процесса реализации своей идеи следует провести предварительную «прикидку» необходимых для этой цели средств (капитала).

Если предварительный расчет первоначального капитала позволяет считать проект приемлемым к реализации, то предприниматель составляет конкретный план по инвестициям. Здесь следует учитывать результаты сравнительного анализа форм и путей инвестирования.

Инвестирование — долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело или отрасль с целью получения прибыли.

Инвестиции — размер долгосрочных вложений капитала в денежной или товарной форме.

В целом перед предпринимателем всегда стоит задача анализа соотношения затрат и доходов. Это обусловлено необходимостью в период формирования первоначального капитала строить свою деятельность на принципах минимизации расходов и максимизацш доходов.

На этапе предварительных расчетов с целью нахождения наиболее экономичного варианта, получения всего необходимого для начала реализации проекта предпринимателю следует:

1)  провести сравнительный анализ возможных вариантов получения всего необходимого для начала деятельности (покупка, аренда, кредит, привлечение инвесторов и т. п.);

2)  провести адаптацию проекта к реально сложившимся на данный момент условиям (ориентировать проект на необходимые элементы инфраструктуры рынка, с учетом возможности их существования в формальном и неформальном видах). Например, с целю минимизации затрат можно в определенных условиях начинать дело на основе концепции «механизма скрытых партнерских связей» Она сводится к следующему:

1)   разрабатывается предпринимательский проект;

2)   проект разделяется на части; выполнение отдельных частей» проекта заказывается разным партнерам;

3)   партнеры по мере исполнения заказов осуществляют н.\ ставку в адрес предпринимателя;

4)   предприниматель осуществляет конечный этап изготовлений товара из составляющих, полученных у партнеров;

5)    предприниматель поставляет товар потребителю и получает oт него деньги;

6)    предприниматель осуществляет платежи всем своим партнерам.

Такой вариант возможен, когда партнеры не требуют предоплаты. Иными словами, они предоставляют кредит.

Если требуется предоплата, то остается возможность получения кредита от торгового агента, который будет продавать товар. Если1 и этот вариант невозможен, то остается банковский кредит.

С другой стороны, в пределах указанной концепции возможно! формирование первоначального капитала через взятие на себя каких-либо партнерских обязательств. В России наиболее реальным  вариантом таких обязательств является посредничество.

Для реализации предпринимательского проекта важно четко представлять возможные источники формирования предпринимательского капитала. В целом их можно разделить на три основные группы.

1. Финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности.

2. Личные сбережения (в денежной или товарной форме).

3. Заемные средства (средства, взятые в долг под какие-либо обязательства).

 

 

 

Общую схему; определяющую успех предпринимательской деятельности, можно представить в виде следующих основных стадий.

Первая. Зарождение предпринимательской идеи, представляющей выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка. При принятии решения необходимо рассмотреть следующий круг вопросов:

- есть ли возможность получения требуемого сырья, компонентов и на каких условиях, по каким ценам;

- есть ли возможность получить требуемую технику, технологию, оборудование на рынке;

 какова возможная реакция государства на действия предпринимателя (обложения налогом, финансовая поддержка, запрет и т.д.).

То есть на данном этапе каждый предприниматель вынужден решить для себя главный вопрос — каким видом предпринимательской деятельности заниматься. Немаловажную роль имеет оценка роли потребителя, зависящей; от ряда факторов (уровня и формы личных доходов; системы экономических приоритетов, экономической политики государства и т. п.).

Вторая. Оценка идеи, реальность ее воплощения в практику. На данном этапе экспертная оценка носит общий характер, в ее основе — ответ на вопрос, совместимо ли содержание идеи с возможностями предпринимателя. К примеру, сегодня можно было бы начать производство автомобилей, но реально ли это? При этом необходимо ответить на такие вопросы:

♦          Есть ли специалисты, способные организовать данное производство?

♦          Возможно ли установление требуемых партнерских связей, необходимых для организации производства?

Существуют ли достаточные материально-технические возможности для организации предполагаемого производства, и т. д.?

Третья стадия. Предприниматель еще не знает реакции на его реально воплощенную предпринимательскую идею. Поэтому он должен обратиться к анализу рынка для получения необходимой информации, прежде всего выявления возможных финансовых результатов от реализации предпринимательской идеи. Необходимо выявить соотношение на рынке между спросом и предложением товара, который следует производить. Это легче всего определить в отношении товара, который уже поставляется на рынок. В то же время это соотношение необходимо выявить и в отношении товара, который еще не поставляется на рынок, но будет поставляться в случае принятия предпринимательского решения.

Необходимо выявить, какую цену за предполагаемый товар можно ожидать, т. е. на что можно рассчитывать при поставке данного товара. Предприниматель может добиться минимальной степени возможного риска, если в основу расчетов положит не какую-то усредненную рыночную цену этого или аналогичного товара, а предельно низкую. Если же такие распределения на практике не подтвердятся, эффективность деятельности будет выше расчетной. При этом предпринимателю необходимо знать рыночную ситуацию даже в том случае, если он выходит на рынок через посредника.

Четвертая, связана с определением размеров издержек производства, связанных с производством предполагаемого товара. В основу предпринимательского анализа кладутся не средние н не текущие расходы по производству данного или аналогичного товара, а предельно высокие. Как правило, в издержках производства учитываются: амортизационные отчисления, стоимость сырья, полуфабрикатов, расходы на заработную плату, накладные расходы.

Пятая стадия. Выявляется возможный эффект от реализации идеи. Под эффектом в данном случае понимается прибыль предпринимателя. Исходными данными для ее расчета служат валовые расходы и валовый доход, связанные с производством конкретного товара, а также налоговые отчисления. Прибыль предпринимателя выступает в качестве чистой прибыли.

Шестая стадия. Проводится экспертная оценка полученной информации, рассмотрение всех возможных последствий, связанных с процессом практической реализации предпринимательской идеи. Существенное значение имеет умение предпринимателя оперировать конкретными экономическими показателями: совокупный доход, валовая выручка, выбор налоговой базы и т. д. К примеру, если фирма занимается производством капиталоемкой продукции, а ее производственные функции сводятся к сборке капиталоемких комплектующих, получаемых на договорных условиях от партнеров, то для нее было бы выгодно выплачивать доход с совокупного дохода. Для торговых фирм, где разница между оптовой и розничной ценами может быть существенной, вероятнее выплачивать налог с валовой выручки.

Предположим, что фирма приобретает оптовую партию товара у партнера за 180 000 руб., а в розницу товар реализован за 320 000 руб., при этом собственные расходы фирмы составляют 20 000 руб. В таком случае налог с валовой выручки составит 32 000 руб. (10% от 320 000 руб.), а налог с совокупного дохода 36 000 руб. (30% от разности: 320 000 руб. - 180 000 руб. — 20 000 руб.).

Немаловажную роль в успехе предпринимателя играет овладение им тремя основными направлениями предпринимательской деятельности.

I. Связано с управлением производством (производственным процессом, трудовым коллективом, предпринимательской структурой), что получило самостоятельное развитие в виде концепции менеджмента, т. е. предприниматель должен овладеть основными принципами менеджмента и быть менеджером.

П. Ориентация на рынок, необходимость его изучения. Предприниматель, особенно в первоначальный период своей деятельности, должен быть еще и специалистом по маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения маркетинговой информации и выводов, но владеть знаниями из области маркетинга он должен в любом случае.

III. Развитие партнерских связей (сложившихся, планируемых). Поиск более эффективных связей, отказ от старых, менее эффективных.

Таким образом, предпринимательский успех связывается в первую очередь с идеей, желанием самоутверждения или стремлением изменить ход событий и т. д. Деньги, капитал, прибыль — все это, естественно, сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает в качестве самоцели.