Глава 5.Конкуренция в предпринимательстве

СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Одним из главных признаков, обязательных для свободного рынка, лучше всего обеспечивающего успешное функционирование экономики, является наличие на нем конкуренции. В нашей экономической литературе утвердился перевод этого латинского слова, обозначающий всего лишь соперничество за достижение преимуществ в какой-либо сфере. Вместе с тем более правильный перевод трактует конкуренцию как «бег вместе», т. е. изначальный смысл термина не предусматривает борьбу за какие-либо преимущества, а предполагает лишь совместное движение. Таким образом конкуренция и проявляет себя в современной экономической жизни промышленно развитых стран, когда внимание хозяйствующих субъектов направлено главным образом на сохранение своего места на свободном рынке определенного товара. Высокие же прибыли обеспечиваются прежде всего за счет совершенствования производства, снижающего его издержки.

Можно, конечно, согласиться с теми, кто считает, что конкуренция есть борьба. Но только тогда, когда это борьба за проникновение на рынок определенного товара, борьба за завоевание на нем определенной доли общего объема продаж, обеспечивающей получение прибыли, достаточной для последующего удержания этой доли, нормального функционирования и дальнейшего развития. В этом случае в конкуренции воплощается олимпийский принцип «Важно участие, а не победа». В этой борьбе все направлено на достижение заветной цели — места на рынке, а не сверхприбыли, как считали еще недавно.

Однако нельзя не согласиться с утверждением, что в конечном счете производственно-хозяйственная деятельность конкурентов нацелена на получение ими как можно большей прибыли. Но эта концентрация внимания на максимизации прибыли лишает конкуренцию какой-либо идеологической окраски. Конкуренция не может быть ни социалистической, ни капиталистической, ни любой другой окрас<и в соответствии с господствующим общественным строем. Ее истинная суть во всех случаях остается неизменной — жесткая, не знающая жалости и компромиссов погоня за прибылью.

В зависимости от соотношения на рынке числа продавцов (покупателей), а гакже от возможности их влиять на цену товаров конкуренцию называют совершенной или несовершенной.

Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара, то говорят о совершенной конкуренции. В ее условиях производитель оказывается в состоянии определять самостоятельно всего один параметр — объем выпуска продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину собственных издержек.

Строго говоря, совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует.

Гораздо чаше встречается несовершенная конкуренция, имеющая множество разновидностей. Она возникает, когда на рынке какого-то товара действует в той или иной степени ограниченное число продавцов, способных в известной мере определить уже два ключевых параметра: объем продаж и цену на товар.

Монополистическая конкуренция по своему существу наиболее близка к совершенной. Особенности ее состоят в том, что продукция (услуги) у отдельных продавцов несколько отличается от аналогичных товаров или услуг у других продавцов. Каждый из них сохраняет определенный контроль над ценами на свой товар, имеет определенное влияние на других продавцов своего рыночного сегмента и вынужден в свою очередь считаться с их реакцией на свое поведение.

Участниками такой конкуренции становятся обычно рестораны, пекарни, станции технического обслуживания, издательства и т. п.

Другие виды несовершенной конкуренции уже в большей мере являются монопольными структурами и будут рассмотрены в соответствующем месте.

Кроме рассмотренных по степени совершенства различают конкуренцию по характеру поведения субъектов. По этому признаку выделяют конкуренции: гарантирующую, приспособленческую и креативную.

Стремление производителей к сохранению достигнутых на рынке позиций (собственного удельного веса в соответствующих секторах, сложившегося имиджа среди покупателей и т. п.) приводит к гарантирующей конкуренции (иногда ее называют обеспечивающей). Это оказывается возможным при постоянном повышении качества уже выпускаемой продукции, оказании дополнительных услуг (к примеру — гарантийного обслуживания или предоставления товаров-комплементов). Такая конкуренция проявляется среди производителей, не имеющих возможности существенно менять объемы и ассортимент продукции, не располагающих необходимыми капиталами для расширения и модернизации производства.

Приспособленческая конкуренция основана как раз на учете и использовании инновационных возможностей соперников. Оно состоит в как можно быстром копировании достижений последних. Прибегают к такой конкуренции в тех случаях, когда собственная деятельность по модернизации производства не дает уверенности (из-за ограниченности капиталовложений, в частности) в успешных результатах, в возможности упредить действия соперников.

Креативная конкуренция предполагает достижение превосходства над соперниками путем изменения уже сложившейся структуры спроса и предложения. С этой целью прилагаются усилия к созданию новых видов товаров, замене традиционных технологий и организации производства более совершенными, к разработке новых способов реализации продукции, включая необычные формы рекламы, и т.д.

В зависимости от применяемых методов различают конкуренцию ценовую и неценовую. Первая состоит в уменьшении затрат на производство товаров и соответствующем снижении цен без изменения ассортимента и качества. Вторая предусматривает широкий круг мероприятий, ведущих к успеху без изменения сложившихся цен на продукцию. Это и изменение качественно новых свойств уже выпускаемых товаров, it создание новых товаров для удовлетворения тех же потребностей или новых, не существовавших раньше. Сюда можно отнести и оказание услуг, сопутствующих товару: обучение правилам пользования продукцией, установка и наладка оборудования, гарантийный ремонт и т.д.

Выделяют и такой вид конкуренции, как нечестная. При ней соперников устраняют посредством жестоких, противоправных по существу действий. Это могут быть распространение лживой информации о качестве продукта, последствиях его использования, переманивание высококвалифицированных кадров, блокирование поставщиков различных ресурсов, кратковременное и резкое снижение цен, доводящее конкурента до банкротства, В большинстве экономически развитых стран упомянутые действия объявлены незаконными. Там нечестная конкуренция представляет преимущественно исторический интерес. Для российской экономики.

между тем, и знание особенностей этого вида конкуренции может оказаться полезным.

Наличие конкуренции, какую бы форму она ни принимала, вызывает дифференциацию производителей-конкурентов по их ролевой функции на рынке. Одна из классификаций, предложенная американским специалистом по маркетингу Ф. Котлером, делит конкурентов на следующие типы: лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков. Другая классификация, разработанная российским экономистом А. Юдаснным, различает по функциональному признаку также четыре группы предприятий-конкурентов, присваивая им названия, заимствованные из современной биологии: виолентов, патиентов, эксилерентов и коммутантов. Различные классификации (и не только упомянутые выше) в принципе выделяют одни и те же роли.

К лидерам (виолентам) относят крупные предприятия, как правило, массового производства, занимающие на рынке определенного товара до 40% объема продаж. Превосходя других производителей данного товара в производственной мощности, они имеют низкий уровень издержек производства, недостижимый для производителей других групп. Обладая таким преимуществом, лидер может получать чистую прибыль и при невысокой цене. На определенном временном отрезке это исключает опасность появления новых конкурентов. Однако большой масштаб производства не позволяет лидерам оперативно реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Поэтому они обычно не становятся монополистами. Претенденты на лидерство (патиенты) — специализированные предприятия, играющие заметную роль (до 30% объема продаж) на рынке ограниченного ассортимента (2 — 3 наименования, не больше) товаров. Они достигают успехов в этой сфере, гибко реагируя на изменения спроса именно здесь. У представителей этой группы монополистические притязания уже более заметны, а конкуренция более обострена.

Группа «ведомых» (эксплерентов) состоит из средних и мелких предприятий, которые добиваются успеха, следуя путями, уже проторенными крупными фирмами. Благодаря этому они экономят значительные силы и средства, что позволяет им занимать на рынке до 20% объема продаж.

В роли новичков (коммутантов) выступают мелкие предприятия универсального типа, которыми осваиваются рыночные ниши, малоизвестные крупным производителям. Для них характерна высокая инновационная активность поиска свободной ниши пока отсутствующего на рынке товара. Она позволяет представителям этой группы на определенное время стать монополистами, т. е. на первых этапах избежать конкурентной борьбы. Однако успешная деятельность таких производителей обязательно привлечет внимание других предпринимателей и вызовет у них желание поучаствовать в столь выгодном деле, Монопольному положению приходит конец. Возникает острая необходимость в поиске новых рыночных ниш и закреплении в них. Высокая маневренность и постоянная нацеленность на удовлетворение интересов потребителей и обеспечение достаточной прибыли дает возможность для дальнейшего развития представителям этой группы — самой многочисленной из всех рассмотренных.

Многообразие видов конкуренции делает выбор производителями своей собственной роли достаточно сложным делом. Он вправе выбрать любую модель; естественно, юридически корректную, не нарушающую действующего законодательства.

МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И

КОНКУРЕНЦИЯ

 

 

Антиподом конкуренции является монополия. Под монополией можно понимать исключительное право распоряжения производственными ресурсами как в сфере производства, так и обращения. Другое определение предполагает право оказания определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующиеся на различных предпосылках — экономических, юридических, политических.

Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли.

Монополизм проявляется через монополистическую практику хозяйствующих субъектов, становящихся в процессе реализации такой практики монополиями, и выражается посредством монополистических отношений между монополиями (монополией), с одной стороны, немонополиямн (аутсайдерами), — с другой. Наличие монополистических отношений свидетельствует о неравноправии хозяйствующих субъектов в их производственной и коммерческой деятельности, о дискриминации одних субъектов другими, об отсутствии условий свободного участия каждого хозяйствующего субъекта в конкуренции.

Монополизм в экономике может достигаться естественным путем, когда в результате конкурентной борьбы выявляются наиболее мощные, экономически эффективные и рентабельные предпринимательские фирмы, которые постепенно начинают оказывать давление на иные хозяйствующие субъекты и общество, а по мере дальнейшего развертывания конкуренции усиливают такое давление. Монополизм в экономике может достигаться и искусственным путем, когда органы власти и управления наделяют какого-либо или каких-либо хозяйствующих субъектов исключительным правом на производство и реализацию товаров.

Сущность монополии должна объединить функционально-властный и экономический аспекты.

Монополия, таким образом, предполагает единственного производителя, что дает ему право распоряжения всеми видами ресурсов в сфере производства и обращения и определяющего влияния на все сферы общественной жизни.

Характерные черты монополии:

1. Единственный продавец. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.

2. Нет близких заменителей. Из первого признака вытекает, что продавец монополии уникален, не существует хороших и близких заменителей. Покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное .значение для рекламы. Монополисту часто нет нужды использовать широко рекламу.

3.  «Диктующий цену». В условиях монополизированного производства производитель диктует цену, он имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

4.   Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от барьеров для вступления в отрасль. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими, и они удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.;

Примером монополизированного производства услуг являются принадлежащие государству или муниципалитетам предприятия коммунальных услуг, телекомпании, телефонная связь.

Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах. Обладая исключительным положением, они всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивают собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства, приводят к его стагнации. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее его достоинств.

Одной из самых монополизированных оказалась экономика бывшего СССР. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации. Поэтому ее представляет совокупность монстров-монополий в виде отраслевых министерств. Неоднократно предпринимаемые попытки их разрушения каждый раз оказывались несостоятельными и сводились фактически к смене вывески.

Монополизация экономики является серьезным препятствием развития рынка, для которого более характерной является моноподиетическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения зависимости между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.

Одним из признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Продукт может различаться по своим физическим или качественным параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами этой дифференциации.

Персональные компьютеры могут различаться с точки зрения мощности, программного обеспечения, графического вывода и степени их «ориентированности на потребителя».

Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами его дифференциации. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания. Его работники упакуют ваши покупки и отнесут их к машине. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставить самим покупателям упакоьку покупок, но продаст их по более низкой цене. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более низкие цены, Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки. Так, например, близкое соседство бензозаправочной станции к автомагистрали позволяет ей продавать бензин по цене более высокой, чем это могла бы сделать бензоколонка, расположенная в двух-трех километрах от нее.

Дифференциация продукта может также являться результатом мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо

знаменитости, то это может повлиять на спрос на данные продукты со стороны покупателей.

В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также на неценовых факторах (качество, реклама, условия реализации).

Вступить в отрасль с монополистической; конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами, предполагает, что требующийся капитал невелик.

Таким образом, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ

КОНКУРЕНЦИИ

 

 

Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей осуществляется во многих странах с рыночной экономикой. В США с 1890 г. действует антимонопольный закон Шермана. Согласно ему незаконным объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами.

Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия. Спектр вероятных наказании достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения. На действие провинившейся фирмы может быть вынесено предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий; пострадавшие лица могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба.

В 1914 г. был принят закон Клейтона, основные положения которого:

♦ запрещали практически все формы дискриминации в ценовой политике;

 накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;

♦          запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;

♦          запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал закон «О Федеральной торговой комиссии», который дополнял закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства.

Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.

Закон Шермана считает практику фиксации цен на товар незаконной. Конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую ценовую политику, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны немедленно пресекаться. Признаются незаконными соглашения по ограничению выпуска продукции, разделению рынков сбыта, обмен информацией о ценах между конкурирующими предприятиями.

Контроль за слиянием фирм осуществляется согласно закону Клейтона и поправкам к нему (закон Селлера 1950 г.). В законодательном порядке опротестовываются не только горизонтальные, вертикальные слияния, но и конгломеративные слияния (например, нефтяная компания и сеть розничных магазинов). Хотя закон Селлера не отменен и по сей день, нынешняя политика федерального правительства несколько смягчилась по сравнению с 50—60-ми гг. Нынешние ведущие экономисты не полностью разделяют господствовавшее ранее мнение о росте концентрации рынка как об имеющем пагубные последствия для его функционирования. Слияние компаний способно сильно сократить производственные затраты и повысить эффективность производства. Слияние компаний рассматривается сегодня как важный механизм, посредством которого держатели акции могут оказывать влияние на управление. Иногда слияние национальных компаний может усилить их конкурентоспособность на мировом рынке.

Для определения законности практики горизонтальных слияний в качестве оценочного параметра обычно используется индекс Герфиндаля. Он определяется путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов. Для отрасли, где имеется п конкурирующих фирм, формула имеет вид:

Н = Рг + Р2- + ...+ Pn3,

где Plt 2          n — доля рынка 1, 2, ..., п фирмы, выраженная в процентах.

Федеральные органы власти, как правило, не возражают против слияний, если индекс Герфиндаля по реализации этих намерений не превышает 1000 пунктов. Такое мероприятие будет признано вполне законным для рынка, на котором оперируют 10 равноценных фирм. При росте индекса на 100 и более пунктов слияния могут оспариваться в законном порядке. Инструкция 1984 г. разрешает слияние крупных фирм и корпораций, если «имеются ясные и убедительные доказательства повышения в этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат либо в случае близкого краха одной из фирм».

Антитрестовское законодательство присуще не только «американскому образу жизни». Другие индустриальные страны также накладывают ограничения на фиксирование цен, практику слияния компаний, а также иные виды консолидирующих мероприятий. Однако уровень активности антимонопольных мер в США значительно превосходит все остальные страны, поэтому ожидается, что 1 по мере интеграции мировой экономики интересы американских производителей несколько смягчат действующее антимонопольное законодательство.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство , нашло свое выражение в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции создано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. К таким действиям относят изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованная передача финансовых средств, материалов, изделий, жилых домов, квартир и т. д.), включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок {выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Запрещаются любые соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, или органов власти и управления, или их и хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции, в том числе на установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах, раздел рынка по территориальному принципу,1 по объему продаж или покупок, по ассортименту товаров, кругу продавцов или покупателей, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или создают благоприятные или неблагоприятные условия, в том числе не допускается устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности в какой-либо сфере, устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона в другой, давать указания о первоочередной поставке товаров или о приоритетном заключении договоров, необоснованно препятствовать созданию новых хозяйственных субъектов в какой-либо сфере деятельности, необоснованно предоставлять налоговые или иные льготы.

Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представители голосовать посредством принадлежащих им акций, долей участия при принятии общим собранием решений, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Закон дает определение форм недобросовестной конкуренции, которая может проявляться в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб репутации хозяйствующего субъекта, во введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара, некорректном сравнении производимых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, самовольном использовании товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, получении, использовании, разглашении научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельцев.

В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов осуществляется предварительный государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, предприятий. Для получения согласия на создание союза, ассоциации, концерна учредительные документы иредставляются в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое осуществляет также контроль за приобретением контрольного пакета акций, паев, долей участия.

В случае, когда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность. Министерство вправе принять решение о принудительном разделении этих хозяйствующих субъектов.

В случае нарушения требований закона хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, возместить убытки, уплатить штраф.

В целях пресечения недобросовестной конкуренции вводится государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в Реестр. Реестр предприятий-монополистов печатается в экономической прессе и в неспециализированных изданиях. В Реестр вносятся предприятия, являющиеся монополистами по производству конкретных групп и видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления определенного качества и ассортимента, по предложению предприятий-потребителей и органов власти и управления. Предприятия-монополисты, включенные в Реестр, обязаны осуществить декларирование повышения свободных цен на продукцию, по которой они являются монополистами. В случае принятия решения о повышении свободных цен предприятие обязано объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новый размер цены, дату ее введения в действие в органах ценообразования.

При декларировании цен предприятия представляют соответствующим органам ценообразования (федеральному или местному) следующие данные:

- предлагаемое изменение цен;

- калькуляцию себестоимости продукции с расшифровкой удорожания затрат;

♦          объем производства в предыдущем и текущем году:

♦          достигнутый и планируемый размеры прибыли от реализации, фактическую рентабельность;

♦          обоснование причин изменения цен.

Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование.